На сегодняшний день популярным методом для финансирования и реализации своих идей является краудфандинг. В данной статье мы рассмотрим лучшие российские площадки для краудфандинга.
- Что такое краудфандинг
- Как это работает
- Сколько стоит
- Виды краудфандинга
- Самые популярные направления
- Основные правила
- Российские краудфандинговые платформы
- Boomstarter.ru
- Planeta.ru
- Kroogi
- ThankYou.ru
- Together
- Naparapet
- StartTrack
- CrowdPress
- «Мой учитель»
- «С миру по нитке»
- «Руфандер»
- «Русини»
- «Стартмен»
- «Стартиум»
- Подходит ли краудфандинг для моего стартапа?
Что такое краудфандинг
Термин «краудфандинг» появился в 2006 году и означает привлечение финансовых ресурсов от большого количества людей.
- Целями краудфандинга считаются:
- реализация услуги или продукта;
- проведение мероприятий;
- помощь нуждающимся;
- поддержка юридических и физических лиц.
Автором данного термина является Джефф Хауи, а дословно он переводится как «финансирование толпой» (от англ. «crowd» — толпа, «funding» — финансирование).
Как это работает
Схема работы довольно проста: одни люди выдвигают различные идеи и способы их реализации, а другие вносят посильную финансовую лепту в эти начинания. Инвесторы обычно получают различные бонусы, например, процент от будущей прибыли в результате реализации проекта.
Об нюансах краудфандинга и общей схеме работы смотрите видео:
Сколько стоит
Таким образом можно собрать достаточно внушительные суммы.
- Например, c помощью сайтов по краудфандингу в мире собрано:
- в сфере предпринимательства — $6,7 млрд,
- в социальной сфере — $3,6 млрд,
- на нужды кино и театра — $1,97 млрд,
- в сфере недвижимости — $1,01 млрд,
- в сфере звукозаписи — $0,74 млрд.
По данным Википедии, первый случай краудфандинга был зафиксирован в 1997 году, когда поклонники британской группы Marillion собрали около $60 000 для финансирования тура группы по США.
Виды краудфандинга
Существуют 3 основных вида краудфандинга:
1.Reward crowdfunding: самый популярный вид, при котором инвесторы получают бонусы и вознаграждения в обмен на свои финансовые вложения. 2.Debt crowdfunding: инвесторам сулят долю в будущем проекте либо возврат инвестиций с будущей прибыли. 3.Equity crowdfunding: автор инициативы продает часть своего бизнеса инвестору либо же предлагает долю на условиях.
Самые популярные направления
- Краудфандинг в России представлен такими популярными направлениями:
- «Все или ничего»: в случае достижения финансовой цели автор проекта получает деньги. Если цель не достигнута, все средства возвращаются инвесторам.
- «Оставить все собранное»: вне зависимости от того, достигнута ли цель, автор стартапа получает все собранные средства, за исключением комиссии.
- «Награда»: собранную сумму получает команда, которая готова взяться за реализацию проекта.
- «Сделка со свободной ценой»: обычно выставляется продукт творческой деятельности, а инвесторы самостоятельно назначают цену.
- Благотворительность.
Перед тем как перейти к обзору лучших площадок для краудфандинга в России, рассмотрим основные его правила и закономерности.
Основные правила
- Для того чтобы привлечь потенциальных инвесторов, нужно придерживаться определенных правил, выработанных опытным путем:
- Составляйте план. В нем должны быть четко обозначены пути реализации проекта.
- Будьте убедительны, ведь вы просите о помощи совершенно незнакомых людей.
- Выберите платформу, максимально удовлетворяющую вашим целям.
- Предложите благодарность за оказанную помощь. Это может быть предоставление инвесторам конечного продукта кампании либо какого-то сувенира.
- Привлеките промоутеров. Самая сложная задача — поведать о вашей кампании как можно большему количеству людей. Здесь и пригодится помощь родственников, друзей, а также людей, вложившихся в данный стартап.
- Учитесь на примере успешных стартапов.
- Выглядите профессионалом.
Российские краудфандинговые платформы
Представляем вашему вниманию обзор краудфандинговых платформ России.
Boomstarter.ru
Платформа Boomstarter начала свою работу 21 августа 20012 года. Ее основатели — Евгений Гаврилин и Руслан Тугушев. На этой площадке не предусмотрены дивиденды инвесторам в виде финансов либо доли в бизнесе.
- Для того чтобы разместить свой проект на данной платформе, необходимо:
- зарегистрироваться на сайте boomstarter.ru;
- оформить проект через онлайн-конструктор;
- указать вид вознаграждения за спонсорство;
- отправить проект на модерацию;
- после успешного прохождения модерации — запустить проект.
Boomstarter считается российским аналогом «Кикстартера». Вторым направлением деятельности данной платформы является краудгифтинг: на сайте можно выбрать подарок для себя или близких людей, а спонсоры могут внести деньги на покупку этого подарка.
Платформа Boomstarter берет себе вознаграждение в виде процентов в случае успешного сбора средств на тот или иной стартап.
Planeta.ru
Следующая платформа для краудфандинга в рунете — «Планета ру». Второстепенными сервисами этой площадки являются трансляции концертов, покупки в магазине, различные новости. Запустить проект на данном сайте может гражданин любой страны, достигший совершеннолетия. Сервис «Планета» не финансирует коммерческие программы и политическую деятельность.
О особенностях создания проекта с использованием площадки «Планета ру» смотрите видео:
Комиссия ресурса составляет 5% от собранной суммы, если же проект привлек 50–99% от необходимый инвестиций, то взимается комиссия в размере 10%. Также 5% перечисляется в пользу платежных систем. С благотворительных инициатив сумма не взимается.
Одним из преимуществ площадки «Планета» является возможность продления срока сбора средств на проект, которая предоставляется единоразово.
Kroogi
Проект Kroogi основан Мирославом Сарбаевым в 2007 году. Это наиболее старая из самых крупных российских площадок для краудфандинга. Особенность этой платформы — краудфандинг в творческой сфере. Здесь размещаются музыкальные композиции, видео, книги и распространяются по принципу «Заплати, сколько сможешь». Также есть раздел, непосредственно связанный с краудфандингом, — там собирают средства на реализацию творческих идей и проектов.
ThankYou.ru
ThankYou — платформа, аналогичная сервису Kroogi, на которой размещаются музыкальные и литературные произведения. Открылась в 2010 году. Пользователи могут как бесплатно скачать любой контент сайта, так и заплатить за него любую сумму по своему усмотрению. Денежные средства выплачиваются на основании контракта, который должен заключить любой автор, размещающий свое творчество.
Together
Платформа «Тугеза» была создана для финансирования благотворительной и социальной сфер. Стартовала площадка 7 августа 2010 года. Сайт можно использовать для краудфандинга на личные нужды, то есть с помощью людей найти, например, какую-либо вещь.
Механизм работы следующий: сначала в социальных сетях собирается информация о том, кому и какая помощь требуется. Затем сообщение об акции размещается на сайте «Тугезы». Обязательно указывается, в какие сроки необходимо собрать средства, каким людям и на что они пойдут.
Naparapet
Платформа «Напарапет» создана для реализации арт-проектов в 2011 году. Но на данный момент она не развивается как краудфандинговый проект.
StartTrack
Платформа StartTrack создана при поддержке Фонда развития интернет-инициатив в 2013 году. Здесь размещаются проекты среднего и малого бизнеса. StartTrack стала первой краудфандинговой площадкой, получившей свыше 90 млн рублей в качестве инвестиций при создании.
- Схема работы следующая:
- На платформе размещается проект работающего бизнеса.
- Информация должна обновляться каждые 2 недели (нужно указывать важные бизнес-показатели, доход).
- Основополагающий принцип работы: главный инвестор привлекает со-инвесторов и вместе они образуют инвестиционный синдикат.
- Участникам-инвесторам предлагается доля в реализованных проектах.
- Инвесторы должны пройти аккредитацию.
- Инвесторы могут вносить предложения по корректировке проекта в сторону повышения инвестиционных ожиданий.
Отзыв о компании StartTrack смотрите в видео:
https://www.youtube.com/watch?v=GMcfInfu0Yg
CrowdPress
CrowdPress создан как платформа для творческих проектов. На сегодняшний день является мертвым ресурсом.
«Мой учитель»
Данная платформа отличается от других сайтов по краудфандингу в России тем, что она предполагала оказывать помощь инициативам и идеям учителей. Несмотря на уникальную идею, данная площадка прекратила свое функционирование.
«С миру по нитке»
«С миру по нитке» также является платформой для краудфандинга, ее официальный сайт — smipon.ru, проект запущен в 2010 году. Уникальность данного ресурса в том, что там могут найти отклик как благотворительные и социальные инициативы, так и технические либо творческие.
- Платформа имеет ряд преимуществ:
- большая база проектов;
- удобный интерфейс сайта;
- социальная направленность;
- возможность консультации;
- модерация;
- четко прописанные требования к размещаемым идеям;
- общедоступная информация по каждому проекту.
Комиссионный сбор составляет 23%. Для размещения своих проектов необходимо иметь гражданство России.
«Руфандер»
«Руфандер» — молодая платформа, запущенная 24 февраля 2015 года. Сбор средств на проект проходит по принципу «все или ничего».
Сайт не берет никаких комиссий, автор стартапа платит от 3,5 до 5 % платежным системам. На данный момент площадка «Руфандер» находится в стадии перезапуска.
«Русини»
«Русини» (официальный сайт — rusini.org) была первой платформой для краудфандинга социальной направленности. Дата основания — 10 апреля 2010 года. Для опубликования проекта обязательно нужно иметь четкий бизнес-план.
- Все размещенные инициативы подразделяются на группы:
- окружающая среда;
- пожилые люди;
- дети;
- животные;
- социальный бизнес;
- культура и искусство.
На данный момент эта краудфандинговая платформа приостановила свое функционирование в России.
«Стартмен»
Сайт платформы «Стартмен» отличается своим лаконичным интерфейсом и удобным разделением по сферам (например, дизайн, спорт, общество, технологии и другие). Сайт создан 12 марта 2012 года.
«Стартиум»
Платформа «Стартиум» была запущена 14 октября 2014 года и специализируется на поддержке стартапов, связанных с новыми технологиями и ИT. Особенностью является возможность голосования за проекты.
Подходит ли краудфандинг для моего стартапа?
Для того чтобы иметь успешный исход своей кампании, до ее запуска нужно трезво оценить ее целесообразность и шансы на успех. При правильном подходе краудфандинг подходит практически для любого стартапа. Но для этого нужно иметь детальный бизнес-план, быть социально активным и расширять свои контакты. А главное — быть готовым брать все в свои руки.
Теперь вы знаете, как называется сбор денег на проекты, и сможете найти наиболее подходящую платформу для ваших идей.
Плюсы и минусы девальвации рубля — в отдельной статье.
Это неприятное слово дефолт: https://svoedelo-kak.ru/finansy/prostymi-slovami-chto-takoe-defolt.html