На начальных этапах ведения предпринимательской деятельности бизнесмены рано или поздно сталкиваются с таким экономическим термином, как «маркетинг». В данной статье разберемся, что такое маркетинг простыми словами и какую роль он играет в бизнесе.
Что такое маркетинг
Разбираясь с определением термина, следует уточнить, что единого обобщённого изложения нет, поскольку данный инструмент имеет множество концепций.
Маркетинг — это организационная работа и комплекс процессов производства, дальнейшего продвижения и продажи товаров и услуг, изучения потребностей покупателя и взаимовыгодное с ним сотрудничество, такое определение предлагает Википедия.
Следуя классическому объяснению, это инструмент для изучения рынка: спрос на товары и услуги, прогнозирование и расширение потребностей в тех или иных продуктах рынка, изучение целевой аудитории и усовершенствование научно-технического подхода к производству для получения максимальной прибыли.
Если говорить ещё проще, маркетинговые услуги — это один из «китов» ведения бизнеса, направленный на изучение и удовлетворение потребностей потенциальных покупателей.
Где применяется
- Маркетинговые услуги актуальны во многих видах деятельности — как коммерческой, так и некоммерческой:
- промышленность;
- торговля;
- сельское хозяйство;
- финансы и страхование;
- культура;
- здоровье и спорт;
- строительство;
- быт (сфера услуг);
- транспорт;
- политика и религия;
- наука и образование, и многое другое.
Функции, цели и задачи
Определим основные цели маркетинга в коммерческой и некоммерческой отрасли.
Задачи любого предприятия — изготовить какой-либо продукт и обеспечить его продажу с выгодой для себя. Но если ориентир будет исключительно на выгоду предприятия, его в скором времени «утопят» конкуренты. Для того чтобы продукция была востребована, нужно детальное изучение спроса покупателя, его потребностей и желаний, покупательной способности.
Что значит изучение потребности клиента: это изучение мотива, влияющего на приобретение того или иного товара — статус, безопасность, знания, удобство, выгода.
- Для любого покупателя важны несколько аспектов:
- потребность в том или ином товаре или услуге;
- его безопасность (лекарства, косметика, продукты питания);
- прочность и долговечность (предметы быта, мебель);
- соотношение цены и качества.
Разберёмся с задачами в некоммерческой отрасли.
Рассмотрим на примерах, как маркетинг применим в политике. Здесь функция инструмента направлена на создание определённого имиджа, программы, которая удовлетворит спрос общества.
Маркетинг в сфере образования: чем выше профессионализм выпускника учебного заведения, тем выше спрос на его услуги у работодателя, тем больше абитуриентов у вуза. То есть маркетинговая деятельность условного вуза будет направлена на поиски лучших программ и методик обучения, привлечение квалифицированных педагогов и прочее.
Обратимся к сфере услуг — ресторанный бизнес. Здесь успех напрямую зависит от изучения потребностей клиента. Важны любые нюансы: атмосфера, чистота, интерьер, экстерьер, обучение персонала, традиционные предпочтения предполагаемых клиентов и многое другое.
Подытожим вышесказанное: функция — исследование и анализ; цель — соответствие спросу (новые наработки, креативный подход); задача — удовлетворение потребности своего клиента для дальнейшего сотрудничества.
Виды маркетинга
Виды маркетинговой деятельности разнообразны в зависимости от рода деятельности предприятия, его положения на рынке, целевой аудитории и финансовой состоятельности.
Вид маркетинга | Состояние спроса | Задача |
---|---|---|
Демаркетинг | Высокий | Понизить спрос |
Конверсионный | Отрицательный | Создать спрос |
Стимулирующий | Отсутствует | Стимулировать спрос |
Развивающий | Потенциальный | Сделать потенциальный спрос реальным |
Ремаркетинг | Снижается | Восстановить спрос |
Синхромаркетинг | Колеблется | Стимулировать спрос |
Поддерживающий | Соответствует предложению | Стимулировать спрос |
Противодействующий | Иррациональный | Свести спрос к нулю |
Конверсионный
Конверсионный маркетинг часто приводит к отрицательному отношению к производимому продукту из-за пренебрежения рекламными кампаниями, изучением сегмента рынка. Необходимо исследовать причины, обратить внимание на качество продукта, собрать и проанализировать информацию о потребителе.
Развивающий
Основная задача — создать мотивацию у потенциальных клиентов с целью превращения их в реального потребителя. Здесь используют обновление рекламы с новыми стимулирующими слоганами, устраивают акции, конкурсы, дегустации или показательный тест товара.
Стимулирующий
Изучение продукции конкурента с целью повышения качества собственной продукции, грамотно продуманная рекламная акция с мощными побудительными мотивами для клиента. Как результат — повышение нулевого спроса.
Поддерживающий
Проведение такой политики отличается полным соответствием спроса и предложения. Грамотно проведённые работы анализа, разработанные стратегии, реклама обеспечивают удовлетворение потребителя.
Противодействующий
Противодействующий маркетинг проводится с полным игнорированием социальных аспектов, новых потребностей населения.
Исправить ситуацию поможет полный пересмотр концепции производства, смена ориентиров на новаторские подходы, усовершенствования политики рекламы и продаж.
Демаркетинг
Демаркетинг — это, простыми словами, сбыт некачественного, морально устаревшего, иногда небезопасного продукта. Полное отрицание потребностей клиента, пренебрежительное отношение к потребителю.
Ремаркетинг
Данный вид деятельности не принимает во внимание фактор мотивации сбыта, не учитывает изучение конкурирующего товара, пренебрегает рекламной компанией. Как результат — падает спрос потребителя.
Синхромаркетинг
В результате деятельности характер спроса напоминает маятник: повышенный спрос без видимых причин меняется резким спадом. Причина — нерегулярное использование факторов стимулирующего характера, пренебрежение дополнительными возможностями.
Массовый маркетинг
Охватывает целый комплекс мероприятий, не сосредотачиваясь на отдельных приёмах. Деятельность основана на разработанных стандартных мероприятиях, направленная на массового потребителя, а не на узкий сегмент.
Концентрированный (целевой)
Такой вид деятельности направлен на изучение потребностей определённого сегмента и ориентирован на разделение сегмента на группы, имеющие схожие потребности, но разные возможности. Группы делят по нескольким критериям, например, место проживания, семейное положение, пол, возраст и так далее.
Дифференцированный
Работа ориентирована на нестандартные потребности, при этом предприятие может работать в разных направлениях, но для каждого товара разработает индивидуальную концепцию.
Интернет-маркетинг
На этом виде деятельности остановимся подробно, так как он наиболее актуален, востребован, эффективен. Данный инструмент доступен и малому, и крупному бизнесу, при этом они имеют равные шансы на успех, на своевременную доставку информации о своём товаре или услуге очень большой аудитории. Здесь используются все виды анализа, технических стратегий, медиаресурсов. Затраты на такую работу, по сравнению с другими видами маркетинга, минимальные.
- Данный вид использует максимум возможностей:
- контекстная и медийная реклама;
- почтовые рассылки;
- поисковые сайты;
- интернет-брендинг;
- партизанский и вирусный маркетинг.
Уникальность метода в том, что всегда есть прямая связь с потенциальным клиентом, широчайшая разносторонняя аудитория (возраст, пол, образование, социальный уровень), есть возможность сразу же увидеть статистику продаж и спроса.
Один из лучших инструментов интернет маркетинга — социальные сети. Во-первых, пользуются ими во многих странах; представить себе, насколько это огромная аудитория, просто невозможно. На страничках сетей можно создавать сообщества, группы, распространяя там информацию. Чем это удобно? Пользователи, общаясь друг с другом, делятся впечатлениями о том или ином товаре, создавая тем самым дополнительную рекламу и помогая исследованию спроса на продукт.
Сравнение обычного и интернет-маркетинга:
Критерий сравнения | Классический маркетинг | Интернет-маркетинг |
---|---|---|
Попадание в целевого клиента | Не всегда точное | Точное |
Динамика роста рынка | Средняя, до 10% в год | Высокая, более 40% |
Срок окупаемости | Средний | Быстрый |
Удобство аналитики и контроля | Неудобно | Удобно |
Расходование рекламного бюджета | Непрозрачно | Прозрачно на 100% |
Степень доверия | Высокая | Средняя |
Практические примеры
Рассмотрим практические приёмы и уловки на примере вирусного маркетинга.
Вирусный маркетинг — это обобщённое название всех рекламных методов в интернете, отличительная черта которого — геометрическая прогрессия распространения, таково краткое определение.
- Ярким примером можно считать сервис бесплатной почты Hotmail в интернет-просторе. Вся рекламная компания заключалась в единственной строке в конце всех писем, отправляемых сервисом. В ней был короткий слоган и адрес. Но если представить себе количество писем, отсылаемых от одного адресата к другому, их число нарастало, как снежный ком. Минимум затрат и многомиллионная аудитория потенциальных клиентов.
- Ещё один пример — электронные открытки от сервиса Blue Mountain. Уловка в том, что когда получатель видит уведомление об открытке, для получения ему нужно зайти на сайт Blue Mountain. И, вполне возможно, такой получатель и сам захочет стать отправителем. В этом случае минимальные затраты при максимальных достижениях.
Подобная деятельность хорошо заметна в социальных сетях интернета. Просмотрев забавный или поучительный, трогательный ролик, который даже не воспринимается как реклама, пользователь поделится им с другим пользователем, тот с третьим и так далее.
Заключение
Вывод из всего вышесказанного однозначный: маркетинговые услуги в бизнесе для успеха нужны как воздух.
- Прежде чем производить на продажу товар или предлагать услуги, необходимо изучить и продумать множество вещей:
- разработать и продумать ассортимент;
- обеспечить конкурентоспособность;
- изучить спрос потребителя;
- провести рекламную кампанию;
- разработать ценовую политику, политику сбыта.
Существует более 5000 различных определений маркетингу. В данном видео рассказывается о понятии маркетинг нового поколения:
https://www.youtube.com/watch?v=4aHR-jXcw3k
Обзор самых популярных СРМ-систем на рынке в отдельной статье.
Смотрите то, что делает вас лучше. Подборка мотивирующих фильмов про бизнес и успех: https://svoedelo-kak.ru/biznes/otkrytie/motiviruyushhie-filmy.html