Что важно знать о нормах и правилах предоставления услуг в сфере ЖКХ

Регулирование отношений в жилищно-коммунальной сфере – непростая задача. Российские законы, создаваемые с целью организации чёткой и прозрачной системы взаимодействия коммунальных служб и населения, постоянно дорабатываются в учетом новых реалий жизни в стране. Организациям-поставщикам и потребителям услуг жилищной сферы важно знать актуальные в 2017 правила предоставления коммунальных услуг гражданам, что они предусматривают и как работают.

Законодательное регулирование сферы ЖКХ

Главными законодательными актами, регулирующими область отношений коммунальных служб, поставляющих услуги, и граждан, в настоящее время являются:

  1. Постановление Правительства № 307.
    Вступило в силу 23 мая 2006 г.
    Неоднократно изменялось и дополнялось.
Вы сможете скачать документ, пройдя по этой ссылке.
  1. Постановление Правительства № 354.
    Вступило в силу 06 мая 2011 г.
    Неоднократно изменялось и дополнялось.
    25 декабря 2015 года вышла новая последняя редакция документа.
Вы сможете ознакомиться с полной версией документа, скачав его по этой ссылке.

Изменения в Правилах, вступившие в силу с 2016 года

Постановлением 354 признаны утратившими силу все разделы Постановления 307, кроме пунктов 15 – 28 раздела III, касающихся регламентирования учёта поставляемых коммунальных ресурсов и их оплаты населением. Но и они действовали только до конца июня 2016 года. Следовательно, актуальным документом, регулирующим взаимоотношения коммунальных организаций и населения, останутся, начиная с 01 июля 2016, правила предоставления коммунальных услуг гражданам, узаконенные Постановлением № 354.

Серьезные изменения законодательства коснулись получателей коммунальных услуг – собственников и пользователей жилья, которые до настоящего времени не приобрели и не ввели в эксплуатацию индивидуальные и общедомовые приборы учёта.

Если отсутствует заключение специальной комиссии по результатам обследования о невозможности установки счетчиков по техническим причинам, суммы к оплате за потребляемые ресурсы для владельцев таких помещений, начиная с 2015 года, возрастают на величину повышающего коэффициента.

Динамика изменения коэффициента представлена в таблице.

Период Значение повышающего коэффициента
I полугодие 2015 1.1
II полугодие 2015 1.2
I полугодие 2016 1.4
II полугодие 2016 1.5
С начала 2017 1.6

Кроме того организациям, осуществляющим поставки населению воды, вменено в обязанности со второй половины 2015 г. проводить строгий контроль качества поставляемого ресурса. Законом установлено, что для этих целей необходимо осуществлять систематический отбор проб воды для выполнения лабораторных исследований.

Результаты произведенных анализов должны заноситься в специальный журнал и быть доступными потребителям. Выписки из журнала могут быть предоставлены любым заинтересованным лицам: владельцам жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме или организациям – потребителям ресурса.

Общие положения Правил

Правила состоят из семнадцати разделов, первый из которых называется «Общие положения». В нем дано толкование понятий, используемых в документе. Например, что является коммунальными услугами, а что коммунальными ресурсами, что считается прибором учета коллективным (или общедомовым), а что индивидуальным и пр.

Без пояснений терминов, используемых в Правилах, толковать положения всего документа было бы достаточно сложно.

Следующими разделами Правил регламентируются:
  • условия оказания коммунальных услуг;
  • порядок заключения договоров на их поставку;
  • требования к организации учета потребляемых ресурсов.

Кроме того, разделами IV и V Правил определяются права и обязанности потребителей и поставщиков такого рода услуг. А также в разделе XVI предусмотрена ответственность как исполнителей, так и потребителей коммунальных услуг, выступающих сторонами в договоре.

Права и обязанности поставщиков услуг

О правах и обязанностях исполнителей (поставщиков услуг) говорит раздел IV Правил.

Обязанности

  • Организации-исполнители должны поставлять коммунальные услуги в том объёме, в котором нуждается потребитель, при этом, качество поставляемых услуг должно соответствовать принятым нормам.
  • Претензии, жалобы недовольных потребителей должны фиксироваться исполнителем в специальном журнале. По заявлению потребителя исполнитель обязан произвести проверку и в течение трех дней со дня его получения дать ответ об удовлетворительном решении изложенной проблемы либо в отказе, но при этом должны быть указаны причины отказа.
    • Исполнитель обязан установить в течение трех месяцев после принятия решения собственниками о приобретении и установке общедомовых приборов учета, обеспечить ввод в эксплуатацию и нормальную работу.
    • Показания коллективных счетчиков должны сниматься в установленные сроки (23-25 число каждого месяца), отражаться в специальном журнале и по требованию предоставляться потребителям. Срок хранения такой информации – 3 года.
    • В случае предстоящего перерыва поставок ресурсов по каким-то причинам или ухудшения их качества, коммунальные службы должны заблаговременно поставить в известность о причинах происходящего и предполагаемой продолжительности.
О случае планового перерыва исполнитель должен известить получателя не позднее чем за 10 рабочих дней до его начала.
  • При изменении тарифов и нормативов на потребляемые коммунальные услуги соответствующая информацию должна быть доведена до потребителя не менее чем за тридцать дней до даты выставления документов на оплату.
Прежде, чем продавать долю в квартире, внимательно изучите инструкцию.

Кто имеет право на льготы при оплате услуг ЖКХ: https://svoedelo-kak.ru/nedvizhimost/lgoty-po-kommunalnym-platezham.html.

Список документов, которые понадобятся при приватизации участка под частным домом, приведен в статье.

Серьезная психологическая проблема или просто лень? Стоит ли откладывать на завтра или как бороться с прокрастинацией?

Права исполнителей

Среди основных можно выделить:

  1. своевременное получение платы за предоставленные услуги, а при нарушении установленных договором сроков взыскание с потребителя неустойки в виде штрафов и пеней, предусмотренных законодательством;
  2. полное или частичное возмещение ущерба, нанесённого потребителем в результате его неправомерных действий, если это произошло умышленно или стало результатом несвоевременного допуска работников коммунальных служб в занимаемое потребителем помещение;
  3. устанавливать число фактически проживающих (постоянно или временно) в квартире граждан, если в помещении не установлены какие-либо индивидуальные приборы учёта (воды холодной и горячей, электроэнергии и пр.), фиксируя количество жильцов в акте, и информировать об этом собственника жилья.

Права и обязанности потребителей

Права потребителей

Основные права потребителя заключаются в получении поставляемых услуг должного качества и объема, в получении разъяснений по любым вопросам, касающимся качества и размера оплаты услуг от коммунальщиков, использования внутриквартирных и общедомовых приборов учёта.

Обязанности потребителей

Из наиболее важных можно назвать:

  • Своевременная и полная оплата по счетам за полученные коммунальные услуги и ресурсы.
  • Надлежащая эксплуатация всех находящихся в квартире инженерных коммуникаций.
  • Своевременный допуск в помещение технических специалистов, представляющих поставщика, для проведения поверки индивидуальных приборов учёта и контроля корректности переданных потребителем показаний. В случае отказов потребителем в допуске в занимаемое им помещение исполнителя 2 и более раз в целях проверки состояния и достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета, исполнителем составляется соответствующий акт.
Этот документ будет являться основанием для поставщика для взимания платы за услуги с данного потребителя с применением повышающего коэффициента, предусмотренного Правилами.
  • Незамедлительное извещение соответствующих служб при обнаружении нарушений или аварийного состояния коммуникаций в квартире или местах общего пользования и допуск аварийных бригад к месту аварии.
  • Своевременное уведомление при увеличении или уменьшении количества проживающих в квартире людей.

Порядок расчёта и оплаты услуг ЖКХ

Этому вопросу посвящен целый раздел Правил (раздел VI), где детально представлена методика расчета коммунальных платежей по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению для самых разных случаев:

  1. по показаниям приборов учёта;
  2. когда приборы учета полностью отсутствуют;
  3. при имеющихся индивидуальных счетчиках и отсутствии общедомовых;
  4. при установленных общедомовых и отсутствии внутриквартирных приборов учета.

Формулы расчета платежей для различных ситуаций содержатся в Приложении № 2.

Расчётным периодом для их оплаты принимается один календарный месяц, а размер платежа определяется исходя из тарифов, устанавливаемых поставщиками ресурсов, с учётом местных условий и установленных надбавок к определяемым законодательством тарифам.

Платежи за полученные коммунальные услуги должны осуществляться до 10 числа месяца, следующего за расчётным. Иные сроки могут быть установлены только в договоре с поставщиком на предоставление коммунальных услуг.

В платёжных документах должны отдельно фигурировать объем услуг и суммы к оплате непосредственно для потребителя и услуги для общедомовых нужд.

В п.72 предусмотрена возможность и условия предоставления рассрочки потребителю по оплате полученной услуги в случае превышения ее размера более чем на 25 процентов по сравнению с аналогичным расчетным периодом прошлого года.

Требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг

Приложение № 1 Постановлении № 354 полностью посвящено качеству поставляемых услуг. Оно предусматривает следующие требования к поставляемым коммунальным ресурсам:

  • различные параметры горячего и холодного водоснабжения (качество воды, температура, давление);
  • нормативная температура теплоносителя в системе отопления и допустимые отклонения от нормы;
  • показатели давления отдельно для всех систем: водоснабжения, отопления и газоснабжения;
  • показатели напряжения поставляемого электрического тока и допустимые отклонения;
  • условия, при которых должен производиться замер вышеописанных параметров;
  • допустимая продолжительность прекращения подачи каждого из поставляемых ресурсов, а также перерыв в водоотведении (кратковременно, в случае аварии и пр.).

Урегулирование споров в коммунальной сфере

Как правило, претензии к исполнителям предъявляют потребители. Возникать такие недовольства могут из-за завышения тарифов на коммунальные услуги при выставлении поставщиками документов на оплату, нежелания выполнять обязательства, возложенные на них при заключении договора на обслуживание, низкое качество услуг или несоответствие поставляемых коммунальных ресурсов установленным законом требованиям.

Это могут быть:

  • и грязная, ржавая вода из холодного крана,
  • и долговременное отсутствие горячего водоснабжения,
  • и холодные батареи в зимний период.

Потребителю следует изложить свои претензии в заявлении и обратиться с ним поставщику услуг. Если меры не будут приняты, и обслуживающая организация в письменной форме не известит об этом заявителя, он вправе обратиться для решения вопроса в вышестоящие органы.

При возникновении спорных ситуаций во взаимоотношениях поставщиков коммунальных услуг и получателей для их разрешения необходимо поэтапное обращение в соответствующие инстанции: это Жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура и судебные органы.

Оцените статью
svoedelo-kak.ru
Добавить комментарий