Что такое ключевые показатели эффективности

KPI

Система оценки достижений в бизнесе сегодня играет большую роль: анализ работы отдельных сотрудников и отделов позволяет выявить возможные слабые стороны и разработать эффективную стратегию для ведения успешного бизнеса.
Основными инструментами оценки являются ключевые показатели эффективности (kpi), рассмотрим подробнее что это такое.

Что такое KPI

Ключевые показатели эффективности (KPI) — это показатель достижения запланированных целей, инструмент, с помощью которого регулируют и организовывают стратегию и тактику ведения бизнеса, а также оценивают достижения отдельно взятых сотрудников, отделов и предприятия в целом.

KPI сотрудников — это совокупность показателей его трудовой деятельности: соответствие его действий с заданным алгоритмом работы, соответствие затраченного времени на объём выполненных им заданий.

    Допустим KPI менеджера по продажам демонстрирует следующие достижения:
  • число заключённых сделок;
  • число постоянных клиентов и работу с ними;
  • количество привлечённых (новых) клиентов;
  • объём продаж;
  • средняя стоимость продаж;
  • дебиторские задолженности;
  • работа с линейкой продукции.

KPI при оплате труда дают работникам хороший стимул для достижения результата. Если представить зарплату из двух частей: фиксированную и переменную, то активность сотрудника, его заинтересованность в достижении результата напрямую отразится на переменной части оплаты труда. Чем выше эффективность его работы, тем выше переменная составляющая.

Для чего используют

Данные инструменты используют, прежде всего, чтобы иметь контроль над бизнесом, повышать производительность труда. Система позволяет отслеживать результаты работы каждого сотрудника, что важно для работы налаженного производства в целом.

Для каждой компании или предприятия определение показателей и их применение индивидуально, зависит от отрасли и конкретных задач, например:

  • задача — повышение объёма продаж (KPI в продажах — план продаж);
  • задача — увеличить количество отгрузок готовой продукции (ключевой момент — средний показатель отгрузки);
  • задача — расширить круг клиентов (показатель — количество имеющихся клиентов).

«За» и «против» работы в системе

Универсальных инструментов определения эффективности в бизнесе нет. В каждой отрасли есть свои особенности использования KPI, вариантов, как их рассчитать и применить; кроме того, невозможно чётко спрогнозировать человеческий фактор, даже с помощью мотивации, поэтому в системе есть не только сильные стороны.

Плюсы
Для результативной работы нужно вовремя выявить слабые стороны, выделить сильные (поощрить активных работников). Мотивация персонала (премии, отгулы, карьерный рост) даст стимул для полной отдачи в работе, появлению новых идей, методов улучшить общий результат. Поэтому маркеры эффективности внедряются в каждом отделе производства. Преимуществом системы является прозрачность: по общим итогам виден результат в целом, по росту зарплаты (в случае мотивации) видна активность каждого сотрудника.

Минусы
Минусом традиционной системы является низкий уровень универсальности: не каждой отрасли такой подход позволяет оценить все аспекты её деятельности.
Внедрение системы занимает время, появляются затраты на внедрение: разработка, поиск разработчика, тест на эффективность метода и само внедрение.

Виды ключевых показателей эффективности

Для чёткого прослеживания соответствия между поставленными целями и фактически достигнутыми, необходим расчёт текущей оперативности в производстве и формирование будущей позиции. Для этого используются два вида KPI.

Оперативные
Первая помогает управлять ситуацией в текущий момент, определяя результат достижения в будущем. Это определение текущих рабочих результатов, активность сотрудников, качество производства, отзывы заказчиков и финансовые прогнозы.

Стратегические
Второй вид KPI — это определение результативности по истечении определённого периода. Это, по большей части, финансовые отчёты, показывающие возможности формирования денежных потоков. Эти показатели не информируют о текущем процессе.

Разработчиком методологии KPI является Питер Друкер, обладатель девятнадцати докторских степеней, экономист, журналист, финансовый советник. Именно он в 50-е годы сделал менеджмент управления основополагающей наукой в изучении ведения успешного бизнеса.

Как рассчитать КПИ

Рассмотрим расчёт ключевых показателей эффективности на примере для менеджера по продажам.

    Эффективность продаж рассчитывается с учетом следующих пунктов:
  • себестоимость продукции (все затраты на производство);
  • возможные дополнительные затраты (транспортные расходы);
  • выручка;
  • чистая прибыль.

При этом мы понимаем, что выручка — это сумма за продукцию, в которую входят все затраты на её разработку, изготовление, отгрузку, транспортировку и т. д., а прибыль — это чистая сумма за вычетом всех затрат.

    Например:
  • себестоимость продукции — 200 000;
  • дополнительные расходы — 50 000;
  • выручка за продукцию — 450 000;
  • прибыль — 200 000.

Чем выше прибыль компании, тем выше результативность менеджера по продажам.

Смотрите видео о том, что такое КРІ:

    Критерии оценки эффективности деятельности прочего персонала:
  • критический уровень — это возможный минимум, точка, от которой следует отталкиваться в определении выполнения или невыполнения сотрудником показателя.
  • нормальный или средний уровень — это ожидаемый работодателем результат, то, что намечено планом.
  • целевой уровень — это планка, к которой сотрудник должен стремиться, превышение нормального показателя, которое позитивно отразится на оплате труда.

Формула расчёта будет выглядеть так:

Эффективность (в %) = (результат по факту – критический уровень) / (средний уровень – критический уровень) × 100 %

Сумма, полученная при расчёте, и будет значением KPI.

Как эффективно внедрить

Внедрение системы на предприятии возможно либо с привлечением консультантов со стороны, либо своими силами. Успех во многом зависит от работы с персоналом: объяснение системы KPI, расшифровка термина и доведение до сведения сотрудников о преимуществах данного инструмента лично для них.

При этом важно подвести ключевые моменты к специфике данного предприятия, какие маркеры должны быть задействованы, адекватность установленных норм и значений, и целесообразность в конкретных случаях.

Ключевые показатели эффективности KPI должны стать справедливой основой системы мотивации: персонал должен знать, что его идеи, активность и усердие в работе будут соответственно вознаграждены. Мотивация персонала — это побуждающий фактор развивать креативные идеи, нестандартные подходы к реализации планов.

Подробнее о разработке и внедрении КРІ смотрите видео:

Делайте акцент на командной работе, а не на индивидуальной, иначе трудовая деятельность станет соперничеством отдельных сотрудников!

Чтобы сгладить возможный негатив со стороны персонала, нововведения нужно соответствующим образом оформить: расписания, договоры, документы, имеющие отношение к оплате.

Пилотный вариант на нескольких подразделениях гораздо проще изменить и усовершенствовать, чем менять систему на всём предприятии.

Внедрять лучше начиная с небольшого отдела, где можно будет откорректировать возможные недочёты, рассмотреть стратегию в действии и отметить наиболее эффективные приёмы.

Примеры применения KPI

Примеры ключевых показателей эффективности различных специальностей сведены в таблицу:

Должность Показатель
Руководитель отдела маркетинга План продаж (процент от выполнения плана)
Маркетолог Доля рынкам по маркам (процент от общего числа марок на рынке)
Главный бухгалтер Своевременная подача налоговой декларации
Бухгалтер Своевременное проведение платежных операций (процент от общего числа выполненных платежных операций)
Руководитель юридического отдела Число выигранных дел (процент от общего числа дел)
Юрист Сумма взысканных и сохраненных для предприятия денег

Посмотрите видео KPI менеджеров отдела продаж и маркетологов:

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Примеры KPI бухгалтерии и системного администратора:

Если работа предприятия или компании — это цифры результативности и динамики развития бизнеса, то для достижения конкретных целей внедряют систему KPI, мотивирующую персонал на активность и результативность.

Значение точки безубыточности первостепенно для определения финансовой стабильности компании.

Что такое стагнация и чем она страшна нашей экономике в отдельной статье.

Насколько эффективно вы используете активы вашего бизнеса или что такое ROA: https://svoedelo-kak.ru/ekonomika/rentabelnost-aktivov.html

Оцените статью
svoedelo-kak.ru
Добавить комментарий